Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, полученное 12 декабря 2025 года под номером 16-01/7975 (входящий официальный документ от Минстроя России, полученный 12 декабря 2025 года под номером 228836/МС). В соответствии с нашими полномочиями, мы хотим сообщить следующее.
В соответствии с пунктами 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) при определении затрат на коммунальные услуги, связанные с использованием и обслуживанием общего имущества в многоквартирном доме (далее — о доме), применяются тарифы на коммунальные услуги, установленные для организаций, осуществляющих поставку таких услуг, и данные услуги организациями предоставляются управляющей организацией. Поэтому основополагающее значение для решения вопроса о применении тарифов на электроэнергию при расчетах с потребителями за потребление электроэнергии в многоквартирном доме (с учетом или без учета социальной нормы потребления электроэнергии) имеет установленный жилищным законодательством порядок расчетов между управляющей и поставляющей организацией за поставку электроэнергии.
Согласно второму предложению абзаца «а» пункта 22 Правил N 124, которые являются обязательными при заключении договоров между управляющей организацией или товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее — Правила N 124), стоимость потребления электрической энергии между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями определяется с учетом особенностей, установленных нормативами, которые регулируют порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Правительство Российской Федерации, через постановление от 22 июля 2013 года № 614, утвердило Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), которое определяет порядок расчетов за нее.
Согласно Положению, установленным правилами, указывается, что стандарт потребления электроэнергии применяется исключительно для домохозяйств и относится к объему электроэнергии, потребляемой каждым из них.
В результате изменения действующего законодательства в сфере жилищных вопросов относительно оплаты коммунальных услуг на СОИ, требуется применять новые правила для определения объемов и стоимости потребляемой электрической энергии в пределах и сверх социальной нормы для каждой квартиры в многоквартирном доме.
предоставляющим электроэнергию в загородном доме или квартире, возможно применение дифференцированного тарифа в зависимости от потребления электроэнергии, превышающего установленные нормы.
Когда речь заходит о расчете оплаты за использование электроэнергии в многоквартирном доме, ответственность за это лежит на СОИ — управляющей организации.
Поскольку управляющая компания обязана покупать электроэнергию у поставщика по определенному тарифу, который включает и социальную норму потребления, то эти же тарифы применяются и при расчетах с жильцами за использование электроэнергии.
Факт того, что оплата за электроэнергию на СОИ включена в плату за содержание жилого помещения, не может быть использован как основание для прекращения применения социальной нормы потребления в отношении объема электроэнергии, потребляемой на СОИ, при расчетах с потребителями в каждом домохозяйстве.
В 2017 году произошло изменение в системе оплаты коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды в многоквартирных домах. Теперь эта оплата включает в себя и содержание жилых помещений, но социальные гарантии для граждан остались в силе. Это подтверждается изменениями, которые были внесены во все федеральные законы о льготах. Аналогичные последствия можно наблюдать и в отношении применения социальной нормы потребления электрической энергии.
Не учет нормы потребления электроэнергии в многоквартирных домах на СОИ ograniczenie praw konsumentów do korzystania z obniżonych taryf za energię elektryczną w przypadkach, gdy istnieje takie prawo w obowiązującym prawodawstwie Federacji Rosyjskiej.
Информируем, что письма, отправленные Минстроем России и его подчиненными структурами, имеют нестандартный юридический характер, не являются источником правовых норм и не влияют на установление, изменение или отмену правовых норм. Разъяснения, содержащиеся в этих письмах, не обладают обязательностью как государственные предписания постоянного или временного характера.
Глава сектора, ответственного за управление жилищным фондом и предоставление коммунальных услуг в рамках Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства. | не является полностью надежной информацией. |
Обзор документа
Министерство строительства Российской Федерации представило дополнительные пояснения относительно расчетов за использование электроэнергии для обслуживания общего имущества в многоквартирных домах и применения социальной нормы потребления.
Таким образом, установлено, что нормы и расценки для определения объемов и стоимости электроэнергии, потребляемой в пределах и сверх социальной нормы, применяются индивидуально для каждой отдельной квартиры.
— при расчете стоимости электроснабжения, предоставленного в помещении, учитывается как использование в пределах социальной нормы, так и сверх нее, с участием коммунального исполнителя.
— когда дело касается определения стоимости электроэнергии, израсходованной на услуги СОИ, ответственность лежит на управляющей организации.
Электрическая энергия, которая расходуется в каждой квартире СОИ, распределяется между домовладениями в пределах и выше установленной социальной нормы.
Факт включения оплаты электроэнергии в общую плату за содержание жилья не может служить основанием для отмены применения социальной нормы при расчетах с потребителями в отношении каждой семьи.
Отказ от соблюдения социальной нормы приводит к нарушению прав потребителей на получение электроэнергии по сниженным ценам в системе обязательного социального обслуживания.
Чтобы узнать последнюю версию документа и получить всю необходимую информацию о его применении, изменениях и сроках вступления в силу, рекомендуется воспользоваться поиском в онлайн-версии системы ГАРАНТ.
Пермэнергосбыт»: о новых принципах начислений за электроэнергию на СОИ для части клиентов
«Пермэнергосбыт»: о новых принципах начислений за электроэнергию на СОИ для части клиентов
В марте 2025 года при оплате электроэнергии, используемой для обслуживания общего имущества, впервые применены новые правила, утвержденные Правительством РФ в постановлении №92 от 03.02.2022.
Из-за последних изменений в законодательстве, некоторые пользователи столкнулись с высокими доплатами за использование электроэнергии из источников возобновляемой энергии в своих счетах за март 2025 года.
Какие граждане попали под влияние изменений в законодательстве?
высокая стоимость коммунальных услуг, постоянные проблемы с отоплением и вентиляцией, а также недобросовестные управляющие компании и коррумпированные сотрудники, часто сталкиваются с трудностями и неудобствами в повседневной жизни.
1) в доме установлен прибор учета электроэнергии для общего пользования (ОДПУ)
2) Тем не менее, плата за электроэнергию, поставляемую на общедомовой прибор учета, рассчитывалась не на основе его показаний, а в соответствии с установленным нормативом. Следовательно, каждый месяц владельцы платили одну и ту же сумму, независимо от того, какие цифры отображались на общем счетчике.
Из всех 16 000 многоквартирных домов, только в 1300 из них применяется такой метод расчета, при котором расчеты за электроэнергию на СОИ осуществляет ПАО «Пермэнергосбыт» и они включены в квитанции от этой компании. В остальных домах с аналогичными характеристиками расчеты за электроэнергию на СОИ включены в квитанции от УК/ТСЖ.
Следовательно, изменения не затронут около 92% потребителей, которые оплачивают электричество по квитанциям ПАО «Пермэнергосбыт». Учет использования электроэнергии в этих домах осуществляется на основе показаний общедомового счетчика.
Отметим, что все жители Пермского края, проживающие в многоэтажных домах, попали под изменения. Включая тех, кто оплачивает электроэнергию по нормативу в квитанциях от своих управляющих компаний или товариществ собственников жилья, им также будет произведен перерасчет на основе показаний общедомового счетчика.
Каким образом был осуществлен расчет ранее?
Ранее для таких домов определение расчетных сумм за использование электроэнергии на основных потребителях было основано на нормативах, установленных Министерством по тарифному регулированию Пермского края, и не могло быть превышено. В случае превышения фактического потребления, измеренного прибором учета, над нормативным, разницу должна была доплачивать организация, управляющая домом, такая как управляющая компания или товарищество собственников жилья.
В настоящее время, какие методы используются для выполнения расчетов?
В первом квартале 2025 года (непознее 31 марта) в указанных жилых помещениях будет выполнен расчет по данным общедомового прибора учета за весь период 2022 года. В случае превышения расхода над ранее оплаченной нормой, будет осуществлено дополнительное начисление разницы между нормой и фактическим расходом. Если расход окажется ниже нормы, то перерасчет будет проведен в меньшую сторону. Пересчеты будут отражены в разделе 5 квитанции за март 2025 года.
Каким образом можно перейти от установленных норм для расчета ОДН к расчету на основе показаний общедомового счетчика?
Для этой цели требуется провести общее собрание всех владельцев жилья и принять соответствующее решение. Эта процедура уже была выполнена жителями значительной части многоквартирных домов, находящихся в Пермском крае.
Какие могут быть основания для высоких показателей оплаты за использование электроэнергии на сельскохозяйственных объектах?
Возникают разнообразные факторы, приводящие к данной проблеме — от неправомерных внешних подключений к домашним сетям до старых электрических проводок в здании. Однако, для проведения анализа энергопотребления и обнаружения возможных энергетических утечек в общих сетях многоквартирных домов необходимо обращаться в местное управление или товарищество собственников жилья.
В чем разница между СОИ и ОДН
В чем разница между СОИ и ОДН?
Часто потребители Сибирской генерирующей компании обращаются с вопросами о начислении за общее имущество в многоквартирном доме и при этом часто используют сокращение ОДН, хотя в большинстве случаев правильнее было бы использовать сокращение СОИ. Давайте разберемся в чем разница.
все необходимые услуги для поддержания и обслуживания общедомового имущества. Коммунальные ресурсы, включенные в СОИ, включают в себя расходы на водоснабжение, электроснабжение, отопление, уборку территории и другие коммунальные услуги. Управляющая организация обязана обеспечить надлежащее функционирование и обслуживание общедомового имущества, а жильцы должны вносить соответствующую оплату за эти услуги.
Расходы на тепловую энергию не учитываются в составе СОИ.Как часть коммунальных услуг, они включены в общую плату за отопление.
Отопление всегда является коммунальной услугой, независимо от способа управления многоквартирным домом, и не разделяется на индивидуальное потребление и использование для общедомовых нужд. Этот факт закреплен во втором абзаце пункта 40 Постановления Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Плата взимается за площадь всех общих помещений в здании, таких как подъезды, лестницы, холлы, коридоры, колясочные, тамбуры и помещения для персонала. При этом площадь чердачных и подвальных помещений не учитывается.
Напоминаем, Организация управления жилым многоквартирным домом возможна прямым способом в тех объектах, где число проживающих квартир не превышает 30, о чем свидетельствует установленное положением пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С начала 2017 года возможно использование двух взаимоисключающих статей для учета затрат на обслуживание общедомовой собственности.
Главное различие между системой общедомовых нужд (СОИ) и общедомовыми нуждами (ОДН) заключается в том, что в первом случае затраты на ресурсы включаются в плату за жилье, то есть представляют собой предоставленную управляющей организацией жилищную услугу, а во втором случае эти расходы включены в квитанцию за каждый отдельный коммунальный ресурс.Услуги по предоставлению данного ресурса осуществляются специальным предприятием, а не управляющей компанией или товариществом собственников жилья.
В прошлом, жильцы ранее оплачивали ресурсы, предназначенные для общедомовых нужд, на основе данных, полученных от общедомовых счетчиков.Сумма расходов на содержание всего дома уменьшалась на сумму, которую жители использовали в своих квартирах (согласно показаниям индивидуальных счетчиков или нормам потребления коммунальных услуг).Такая различие и составляла издержки на услуги жилищно-коммунального хозяйства, которые распределялись между владельцами пропорционально занимаемой ими площади. Теперь размер затрат на общедомовые потребности определяется на основе установленных местными властями норм. (пункт 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Вычисление стоимости общедомовых услуг зависит от наличия двух счетчиков: одного для всего дома и другого для каждой отдельной квартиры.Если в жилище имеется общий счетчик, то СОИ представляет собой разницу между отчетами коллективного счетчика и всех индивидуальных установленных в квартире. В случае отсутствия общедомового счетчика, СОИ рассчитывается согласно установленным властями нормам. Данный норматив умножается на площадь общественных помещений и распределяется между владельцами пропорционально площади их квартир.
Уплата средств на покрытие издержек по содержанию общего имущества не может быть осуществлена потребителем непосредственно поставщику ресурсов. Этим занимается организация, занимающаяся управлением.
Новый порядок расчета за общедомовое потребление (КР на СОИ). Как соблюсти требования закона
Новый порядок расчета за общедомовое потребление (КР на СОИ). Как соблюсти требования закона?
Начиная с 1 марта 2025 года, будет введен новый метод расчета коммунальных ресурсов по КР на СОИ. Управляющие компании и Товарищества собственников жилья получат возможность добавить дополнительную сумму к расчету потребленного коммунального ресурса для оплаты потребителем. Это можно будет сделать только один раз в год в соответствии со специальным Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 (далее – Постановление № 92).
Основная проблема капитального ремонта на общедомовых объектах недвижимости заключается в необходимости оплаты коммунальных ресурсов для обеспечения их нормального функционирования. Чтобы лифты работали и домофоны функционировали, требуется электроэнергия. Для обслуживания общественных помещений необходима горячая вода, а также холодная вода для гидравлических испытаний системы отопления. Однако существует проблема с коммерческим учетом коммунальных ресурсов, которая приводит к недостаточной оплате этих ресурсов. Государство, управляющие компании и товарищества собственников жилья понимают эту проблему и оказываются в затруднительном положении. С одной стороны, невыплата коммунальных ресурсов поставщику является нарушением лицензионных требований. С другой стороны, размер платы за коммунальные ресурсы, который может быть выставлен потребителю, не должен превышать нормативного значения, которое часто ниже фактического потребления в доме. Исключение составляет ситуация, когда собственники принимают решение на общем собрании о выставлении расходов на капитальный ремонт по общедомовому прибору учета. Однако такая практика не всегда распространена. Еще одним способом решения проблемы является наличие в доме автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов, которые позволяют одновременно учитывать и индивидуальное, и общедомовое потребление. Однако такое оборудование является редкостью в многоквартирных домах из-за его высокой стоимости. Поэтому большинство управляющих компаний и товариществ собственников жилья работают только с нормативным значением и вынуждены дополнительно финансировать его за счет тарифа на текущее содержание. Постановление № 92 частично изменяет этот порядок и позволяет управляющим компаниям и товариществам собственников жилья ежегодно возмещать затраты, связанные с превышением нормативного потребления коммунальных ресурсов.
Для избежания возникновения небалансов и удовлетворения жителей, УК и ТСЖ могут принять определенные меры после 1 сентября 2022 года в соответствии с Постановлением № 92. Существуют три возможных сценария действий. Первый сценарий заключается в сохранении текущей ситуации. Однако, возможность перераспределения и доначисления КР на СОИ может негативно сказаться на внедрении коммерческого учета. Поэтому, желательно ожидать первого квартала следующего года и выставить небаланс жителям. Второй сценарий – это попытка налаживания коммерческого учета и его поддержки, несмотря на возможность довыставления небаланса. Такое решение имеет свои риски для репутации УК и ТСЖ, так как возможное недовольство жителей будет направлено на них. Однако, сосредоточение коммерческого учета в своих руках может помочь в минимизации небалансов и уменьшении объема довыставления в следующем году. Это позволит сгладить недовольство жителей. Третий сценарий заключается в том, чтобы уговорить жителей на оплату КР на СОИ ежемесячно на основании показаний общедомового прибора учета (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Резидентам будет удобнее платить завышенную сумму КР на СОИ каждый месяц, чем выплачивать крупную сумму один раз в год. Этот вопрос следует вынести на общее собрание, чтобы представить все аргументы за и против и провести голосование.